Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
24.08.2020
АЭС в Кении может стать новой атомной стройкой России на Черном континенте

Агентство по атомной энергетике Кении обнародовало некоторые детали по перспективной кенийской АЭС. Комментируя появившуюся информацию, эксперт в области энергетики Сергей Пикин рассказал Федеральному агентству новостей, может ли первая АЭС Кении стать еще одной атомной стройкой России на Черном континенте.

Запланированная кенийская АЭС на первом этапе будет обладать мощностью в 1000 МВт. Стоимость проекта составляет 5 миллиардов долларов США. Новая АЭС станет частью программы кенийского правительства, предусматривающей рост электрогенерации с нынешних 2712 до 22 000 МВт к 2031 году.

В качестве места для будущей АЭС выбрана площадка на самой крупной реке Кении Тана. Сообщается, что эта территория наименее подвержена землетрясениям. Также рассматриваются альтернативные площадки на озерах Виктория и Туркана. Решающими критериями для выбора места под будущую АЭС стали сейсмическая безопасность и наличие больших объемов воды для охлаждения реактора.

Озвученные Кенией требования к будущей электростанции совпадают с параметрами самых распространенных АЭС российского производства. Однако, несмотря на все успехи Росатома, не стоит забывать о конкурентах в лице Китая и Южной Кореи.

Мирный атом на смену углю и нефти

Кения входит в число наиболее экономически успешных государств Африки, однако для дальнейшего развития страны необходимо наращивать производство электроэнергии.

Частично дефицит электричества покроют поставки из Эфиопии, которая планирует продавать в Кению часть электроэнергии, выработанной на строящейся ГЭС «Возрождение». Однако для устойчивого развития требуется не просто увеличить показатели генерации, но и изменить структуру энергетики.


На сегодняшний день 28% всей мощности электростанций страны приходится на ГЭС. Это самый дешевый вид энергии, но сезонные засухи ежегодно заставляют Кению тратить значительные средства на использование тепловых электростанций, которыми страна парирует спад гидрогенерации на время обмеления водохранилищ.

Также Кения уделяет особое внимание экологии. В Найроби расположена штаб-квартира Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В стране действуют 60 заповедников и национальных парков.

В этой связи атомная энергетика, как одна из самых чистых, не только позволит экономить на ископаемом топливе для ТЭЦ, но и будет отвечать кенийскому курсу на защиту окружающей среды.

Между Россией, Китаем и Южной Кореей

Единственным государством на континенте, использующим атомную энергию, является ЮАР. Там с 1984 года действует АЭС «Коберг». Также в Египте силами российской корпорации «Росатом» будет возведена атомная электростанция неподалеку от города Эль-Дабаа. В этом году планируется начать первую заливку бетона, а введение египетской АЭС в строй намечено на 2028 год.

Кения также видит в лице России партнера для строительства собственной АЭС. Этот вопрос поднимался в 2016 году на встрече председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с главой Сената парламента Кении Дэвидом Экве Этуро. Перспективы российско-кенийского сотрудничества в этой сфере обсуждались и на полях саммита Россия — Африка, прошедшего осенью 2019 года в Сочи.


При этом Кения подписала меморандумы о взаимопонимании в области атомной энергетики с Китаем и Южной Кореей. Эти страны также обладают необходимыми компетенциями в области строительства АЭС. Однако директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей отметил, что у России есть все шансы получить заказ на постройку первой АЭС в Кении.

«Наши шансы в проектах постройки любых АЭС — одни из самых высоких, поскольку у нас самые передовые технологии и большой опыт. Мы работаем по проектам полного жизненного цикла станций, причем участвуем в финансировании этих проектов. Поэтому шансы Росатома максимальные», — заявил эксперт.

Китай, входящий в число потенциальных подрядчиков для строительства кенийской АЭС, сам покупает атомные электростанции у России. Однако Сергей Пикин объяснил, что такой подход для КНР является стандартным.

«Хоть мы и строим АЭС для Китая, они уже отработали технологии и пытаются конкурировать на мировой арене. Конкурентное преимущество китайцев в том, что они пытаются занижать себестоимость и дают дешевые кредиты. Это их стандартная практика.

У Южной Кореи опыта маловато, на мой взгляд. Все-таки самые сильные игроки в этой области, кроме России, это Франция и США. Но они, правда, часто выступают в консорциумах. С японцами, например, или с южнокорейцами».

Опыт и безопасность как козыри России

Дополнительным плюсом для России является наличие отработанной технологии постройки реакторов, совпадающих с заявленными Кенией параметрами. Речь идет о ВВЭР-1000 — водно-водяном энергетическом реакторе с номинальной мощностью в 1000 МВт.

Эти российские агрегаты являются самыми массовыми в своем классе и эксплуатируются не только в РФ, но также на Украине, в Китае, Индии, Чехии, Иране и Болгарии.


За десятилетия успешной работы российские ВВЭР-1000 наработали впечатляющую статистику безопасности, что отвечает взглядам Кении на экологию. При этом возможности Росатома охватывают весь цикл эксплуатации АЭС: от проектирования и до утилизации отработавшей свое станции, а также производство топлива, что положительно сказывается на безопасности объекта.

В недавнем интервью для кенийской газеты The Star посол РФ в Кении Дмитрий Максимычев отметил поступательное развитие российско-кенийских связей. Контракт на строительство АЭС может стать новой страницей в отношениях Москвы и Найроби, обеспечив основания для десятилетий взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества.

Ссылка на источник