Russian (CIS)
English (United Kingdom)
Написать письмо
Карта сайта
Добавить в избранное
Новости
25.05.2016
«Сумма» вычитает из бюджета

Группа «Сумма» намерена убедить государство в реализуемости проекта международного транспортного коридора (МТК) «Приморье-2» до порта Зарубино. Сегодня компания должна представить правительственной комиссии свою финансовую модель МТК. В ней стоимость проекта (204 млрд руб.) сопоставима с ранее подсчитанной сметой Минвостокразвития. Доля вложений государства должна составить 84,8 млрд руб., а самый дорогой объект — автодорогу до Зарубино — «Сумма» предлагает отдать в концессию Китаю.

Сегодня Дмитрий Медведев должен провести заседание правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. На заседании группа «Сумма» Зиявудина Магомедова планирует представить бизнес-план и финансовую модель МТК «Приморье-2» (Хуньчунь—Зарубино). Как рассказал «Ъ» вице-президент «Суммы» по взаимодействию с госорганами Вячеслав Бакаев, модель охватывает не только объекты инвестиций группы (терминальный комплекс Зарубино), но и все элементы МТК — железную и автодорогу, энергетическую и портовую инфраструктуру, акваторию. Общая стоимость МТК, по оценке «Суммы»,— 203,9 млрд руб. (119,1 млрд руб. придется на частные инвестиции в зерновой, контейнерный и бункеровочный терминалы и внутрипортовую УК; 84,8 млрд руб.— на госсредства). По словам господина Бакаева, модель не конфликтует с концепцией развития МТК, разработанной McKinsey для Минвостокразвития (там «Приморье-2» пока оценивается в 170 млрд руб.), а дополняет ее (о концепции см. «Ъ» от 24 мая).

«Сумма» планирует строить в Зарубино терминальный комплекс (первая очередь — 10 млн тонн зерна и 700 тыс. TEU контейнерных мощностей, вторая — 23 млн тонн и 1,8 млн TEU соответственно). По словам Вячеслава Бакаева, этот грузопоток закреплен в протоколах о взаимопонимании с китайскими грузоотправителями. 90% грузов, на которые рассчитывает «Сумма»,— это внутрикитайский транзит из северо-восточных провинций в южные, 10% — экспортно-импортные китайские грузы. Часть загрузки может обеспечить и РФ — в перспективе «Сумма» планирует переваливать в Зарубино около 2 млн тонн зерна.

По расчетам «Суммы», все элементы «Приморья-2» окупаемы, бюджетная эффективность проекта — 1,7 руб. на 1 руб. инвестиций. Из госдоли 84,8 млрд руб. наиболее затратна автодорога до Зарубино (37,6 млрд руб.). Ее «Сумма» предлагает отдать в концессию китайцам — они построят быстрее, дешевле и по своим стандартам, тогда как дорогу по российским СНиПам китайские грузовики разобьют за несколько лет, замечает Вячеслав Бакаев. В 29,1 млрд руб. обойдется двухпутная железная дорога, которая, по расчетам группы, окупается за 15 лет и может финансироваться из инвестпрограммы ОАО РЖД. Энергетика (7,7 млрд руб.), говорит господин Бакаев, наиболее привлекательна с точки зрения окупаемости (за счет гарантии потребления), ее предлагается финансировать за счет частных инвестиций. По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, при наличии крупного потребителя интерес инвесторов к этой инфраструктуре возможен.

Если исключить дороги, отмечают в «Сумме», прямое госфинансирование должно составить 18,1 млрд руб. за пять лет, причем только 12 млрд руб.— это невозвратное финансирование в рамках ФЦП и расходов госслужб на оборудование объектов в порту. Если правительство одобрит проработку софинансирования за счет инвестпрограмм и ФЦП той части проекта, которая относится на долю государства, говорит господин Бакаев, то в 2017 году от бюджета понадобится 1,8 млрд руб. на проектные работы. Налоговые поступления от инвестиций на горизонт проекта (2014-2063 годы) — 836 млрд руб., добавляет он. Что касается частных инвестиций, то «Сумма» планирует привлечь в свой проект китайских инвесторов, обладающих опытом работы в режиме «свободного порта», говорит топ-менеджер.

В Минтрансе «Ъ» не дали комментариев по финансовой модели «Суммы», в Росавтодоре не ответили на запрос «Ъ», а в Минвостокразвития готовы обсуждать вопрос по итогам заседания. Привлечение китайцев к строительству автодороги выглядит стратегически правильным, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, это обеспечит и гарантии грузопотока, и снизит бюджетные риски. По его мнению, следует рассмотреть возможность концессии и для железной дороги.